Легализация денежных средств через онлайн игры

Overlord

IT RC
Команда форума
Модератор
В продолжении цикла статей про легализацию — «Опыт Западных стран» рассмотри тему легализации денежных средств через онлайн игры. Данный способ набирает обороты и довольно-таки популярен в связи с введением строгих правил KYC в отношении недвижимости, азартных игры и подставных корпорации.

Введение
За последнее десятилетие индустрии видеоигр удалось затмить кино, музыку и телевидение. В настоящее время по текущим оценкам, в мире насчитывается два с половиной миллиарда активных игроков, которые только в 2020 году потратили примерно 152,1 миллиарда долларов на игры.

В последние годы наблюдался всплеск активности в игровой индустрии, а особенно это заметно на рынке многопользовательских онлайн-игр. Поскольку распространенные каналы отмывания денег, такие как недвижимость, азартные игры и подставные корпорации, стали более тщательно проверятся с введением строгих правил KYC (знай своего клиента), многие решили пойти по другому пути. Из-за простоты перевода внутриигровой валюты с огромным количеством транзакций, которые позволяют нелегальным транзакциям затеряться среди множества других, онлайн игры на данный момент являются одним из основных каналов по отмыванию денежных средств, добытых преступным путем.

Игровая индустрия находится в постоянном росте и, по текущим прогнозам, достигает ошеломляющих 196 миллиардов долларов на начало 2022 года.

Что такое внутриигровая валюта:
Внутриигровая валюта — это виртуальная валюта, созданная специально для онлайн игры для подпитки ее виртуальной экономики. Валюту этого типа можно заработать в игре, конвертировать из реальных денег или просто обменять между другими игроками. Существует два типа внутриигровой валюты — конвертируемая и нет.

Конвертируемая внутриигровая валюта:
Игроки могут обменивать реальные фиатные деньги на игровую валюту, и обратно. Многие из этих типов валют имеют колеблющийся обменный курс и специальную платформу обмена. Игроки могут использовать этот вид валюты для создания, продажи и обмена предметов между собой, а также инвестировать в виртуальную собственность или игровые активы.

Неконвертируемая внутриигровая валюта:
Игроки могут обменять реальные фиатные деньги на игровую валюту, но обратный обмен — невозможен. Эта валюта может использоваться только в игре и только для покупки скинов, оружия или различного вида бонусов, чтобы персонализировать своего персонажа, но не может быть продана другим игрокам или официально инвестирована. На данный момент такая валюта составляет бОльшую часть доходов мировой игровой индустрии и является самой распространенной. В самых продаваемых онлайн-играх, а также играх с наибольшим количеством игроков, используется только такой тип валюты.

Популярными онлайн играми, в которых используется неконвертируемая внутриигровая валюта, являются Fortnite, PlayerUnknown's Battlegrounds (PUGB) и Apex Legends.

Интересно отметить, что группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денежных средств FATF в своем отчете «Виртуальные валюты: ключевые определения и потенциальные риски AML/CFT» (да, есть и такой отчет) описала неконвертируемые виртуальные валюты диаметрально противоположно их определению, заявив, что на вторичных рынках активно идет продажа последних, тем самым превращая их в конвертируемые.

В 2013 году компания по борьбе с финансовыми преступлениями США (FinCEN) выпустила руководство по обмену и управлению виртуальными валютами, превратив игровую валюту Second Life, в конвертируемую централизованную виртуальную валюту, а компанию Linden Lab, создавшая игру, поместила под действие правил AML и KYC.

Популярными онлайн-играми, в которых используется конвертируемая валюта являются Second Life, Entropia Universe и Roblox.

Как отмываются деньги в онлайн играх:
В 2013 году аналитик по киберпреступности Жан-Лу Рише в отчете под названием «Отмывание денег в Интернете: обзор методов и рынков» написал что микротранзакции — один из основых факторов, который привлекает преступников в мире онлайн игр.

Все происходит по до ужаса банальной схеме:

  • Для начала скачивается/покупается популярная онлайн-игра, устанавливается на свой компьютер, телефон или планшет и создается персонаж. Для еще бОльшей защиты своей личности — персонажа можно украсть, взломав чужую учетную запись или просто купить на вторичном рынке.
  • Доходы, полученные преступным путем от незаконной деятельности (кража кредитных карт, продажа наркотиков, оружия иТд иТп) направляются в онлайн-игру и конвертируются в местную игровую валюту.
  • В игре покупается редкое оружие, скины, бонусы — вообщем все, что хоть как-то поможет усилить своего перснажа, накопив активы иТд иТп.
  • Прокаченный персонаж продается по сниженной цене на серых веб-сайтах вторичного рынка, таких как eBay, PlayerAuctions, G2G или iGVault.

Большинство онлайн-игр позволяют игроку приобретать предметы с помощью микротранзакций, а это означает, что большинство валют, скинов или оружия можно купить с комиссией ниже 200 долларов. Это позволяет легко заметать следы и не привлекать к себе внимания.

Способы отмывания денег с помощью онлайн игр:
Наиболее распростаненными способами отмываения денежных средств через онлайн игры на данный момент являются — Лутбоксы, Кардинг и способ связанный с конвертируемой игровой валютой. Рассмотрим более подробно каждый из них.

LOOT BOXES
В октябре 2019 года после сообщения Vice было обнаружено, что лутбоксы в онлайн-игре Counter-Strike: Global Offensive использовались для отмывания денежных средств. Как правило, лутбоксы содержат случайный набор оружия и скинов, которые игрок может получить во время матчей с другими игроками. Чтобы открыть лутбоксы, необходимо купить ключи за реальные деньги.

Hydra Способы отмывания денег с помощью онлайн игр.jpg

Лутбоксы и ключи можно обменивать между игроками на торговой площадке Steam, одном из крупнейших продавцов онлайн-игр. Vice сообщила, что 90% транзакций по всему миру, связанных с лутбоксами, осуществлялись для отмывания незаконно заработанных денежных средств. А компании производителю Valve, с тех пор пришлось закрыть свой онлайн-рынок.

Например, в бельгии запрещены лутбоксы для видеоигр как таковые. Они считаются формой азартных игр из-за использования реальных денег для случайного шанса найти внутриигровые предметы. В 2018 году Бельгия сочла их «нарушением законодательства об азартных играх» и запретила их использование в стране. Невыполнение этого требования может привести к штрафу в размере 800 000 евро и тюремному заключению на срок до пяти лет для издателей игры.

Кардинг
Кардинг — форма мошенничества, связанная с приобретением, перепродажей, обналичиванием или отмыванием украденных кредитных карт. В январе 2019 года компания Sixgill, занимающаяся кибербезопасностью, опубликовала расследование, в ходе которого выяснилось, что преступники использовали онлайн-игру Fortnite для отмывания доходов от украденных кредитных карт.

Hydra Кардинг отмывания денег с помощью онлайн игр.jpg

Преступники создавали новые учетные записи или взламывали существующие, использовали украденные карты для пополнения своих персонажей игровой валютой, скинами или оружием и продавали предметы или свои учетные записи по сниженной цене на сторонних рынках.

Компания Epic Games, ответственная за создание игры, в своем лицензионном соглашении с конечным пользователем указала, что продажа виртуальных активов игры на вторичных рынках запрещена. Тем не менее, нетрудно зайти на eBay и проверить, что количество предложений с оружием, валютой и учетными записями, выставленными на продажу превышает 2 тысячи.

В октябре 2019 года группа преступников использовала украденные данные кредитных карт для создания огромного количества идентификаторов Apple ID для покупки внутриигровых предметов в таких онлайн-играх, как Clash of Clans или Marvel Contest с последующей перепродажей на вторичном рынке.

Конвертируемая игровая валюта:

Незаконно полученные денежные средства легко отмываются с помощью игры, в которой используется конвертируемая внутриигровая валюта, путем создания множества отдельных учетных записей с использованием фиктивных идентификаторов и пополнения этих учетных записей реальными деньгами.

Hydra Конвертируемая игровая валюта отмывания денег с помощью онлайн игр.jpg

Затем покупаются и продаются активы среди множетсва других подобных счетов, создавая сложную сеть транзакций. Позже деньги могут быть переведены на различные банковские счета, с последующем выводом непосредственно из банка или через банкомат. Отследить источник средств будет крайне сложно.

Хозяйке на заметку

Печально известная китайская группа APT41, известная всем по шпионажу за всемирными организациями в области здравоохранения, высоких технологий и коммуникаций для правительства Китая, совсем недавно нацелилась и на индустрию видеоигр. В отчете фирмы по кибербезопасности FireEye, APT41 менее чем за три часа получила доступ к десяткам миллионов долларов в виртуальной валюте одной из игры, с последующем отмыванием денежных средств на вторичных онлайн рынках.

Что делается для противодействия отмыванию денежных средств в онлайн играх

Индустрия видеоигр в значительной степени не регулируется, и отмывальщики, работающие на данном поле, сосредоточены в основном на краже учетных записей. Однако в последнее время были предприняты некоторые шаги и в их отношении.

В июне 2019 года FATF выпустила рекомендации в отношении операций с виртуальными активами, связанных с отмыванием денежных средств и финансированием терроризма. В рекомендации излагаются подходы к регулированию и надзору за поставщиками услуг виртуальных активов (далее VASP). Игровая компания, которая продает виртуальную валюту, автоматически будет приравнивается к VASP. Многие не согласны с данной рекомендацией, заявляя, что внутриигровые предметы не предназначены для продажи или перепродажи на неавторизованных сторонних веб-сайтах и разработчики игр не должны нести бремя регулирования AML/CTF.

И хотя международные надзорные органы должны будут ввести дополнительные правила, касающиеся игровой индустрии, особенно для тех, в которых торговля активами осуществляется с помощью виртуальной валюты, понятие VASP не должно применяться ко всем разработчикам играм повсеместно. Компании, которые создают онлайн игры с использованием конвертируемых валют, должны рассматриваться как таковые из-за их сходства с компаниями, предоставляющие финансовые услуги, как, например, Linden Lab. Однако к разработчикам игр, использующих неконвертируемые валюты, предъявляются более легкие требования, поскольку незаконная деятельность отводится за пределы игры.

С июля 2019 года разработчики Second Life — Linden Lab, просят всех своих игроков пройти идентификацию в рамках обязательств по борьбе с отмыванием денежных средств. Для этого необходимо предоставить удостоверение личности с фотографией, подтверждение адреса проживания и ответить на насколько простых вопросов. Компания также наняла специально обученного человека для соблюдения этих требований после скандала в августе 2019.

По мере того, как отмывание денег в онлайн-видеоиграх продолжает увеличиваться, регулирующие органы будут более активно пресекать незаконную деятельность, постепенно превращая нерегулируемый сектор в отрасль, соблюдающую все требования по борьбе с отмыванием и финансированием терроризма.
 
Назад
Сверху