Легализация денежных средств

Черный рынок ПАВ тесно связан с крупными прибылями и оборотами денежных средств. На первичном этапе все движение завязано на криптовалютах, почти все участники получают свои зарплаты и доходы в битках. Рассматривая дальнейший вывод (обналичивание) на территорию РФ можно столкнуться с проблемами. Хотя это и редкость на практике, но все же существую такие статьи УК РФ как 174 и 174 прим.1.
Для лучшего понимания применения данных статей мусорами, и планирования вариантов (способов и методов) уклонения от ответсвенности, я предлагаю изучить следующий материал:

ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С
ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

(СТ. СТ. 174, 174.1 УК РФ)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что нарастание кризисных явлений в современной российской экономике создало благоприятные условия для активизации развития теневого сектора, получения незаконных доходов и их использования в легальной сфере, а также инвестирования этих средств в дальнейшее развитие преступной деятельности.
Именно легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, является одной из главных составляющих теневой экономики, способной причинить существенный вред экономической безопасности и финансовой устойчивости государства. Возможность легализации (отмывания) провоцирует совершение новых преступлений, вовлекает в преступную деятельность все большее количество лиц, в том числе и тех, кто призван противодействовать преступности.
Борьба с легализацией преступных доходов в последние годы вошла в число приоритетных задач, учитывающихся при формировании антикриминальной политики России, так как возрастающие масштабы этого явления начали ощутимо влиять на стабильность финансово-экономической системы государства.
Так, согласно статистическим данным ГИАЦ МВД России в 2011 г. было зарегистрировано 704 (-60,0 %) преступления, предусмотренного ст. ст. 174, 174.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ); в 2012 г. - 611 (-13,2 %) преступлений; в 2013 г. - 582 (-4,7 %) преступления. Однако, в 2014 г. уже было зарегистрировано 774 (+33,0 %) факта легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем; в 2015 г. вновьнаблюдался рост количества рассматриваемых преступлений - 856 (10,6 %), который сохранился и в первом полугодии 2016 г. - 568 (2,7 %)'.
На сегодняшний день имеется острая необходимость в оптимизации деятельности органов внутренних дел в ходе производства по уголовным делам, возбужденным по признакам преступлений, предусмотренных ст.ст. 174, 174.1 УК РФ, так как, расследуя данные преступления, следователи, к сожалению, не всегда правильно могут оценить фактические обстоятельства и квалифицировать действия виновных лиц, что влечет за собой допущение ошибок при производстве расследования и принятие неверных процессуальных решений.
Работа органов предварительного следствия по борьбе с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества требует дальнейшего совершенствования. Необходимо вести целенаправленную работу по указанному направлению, обратив особое внимание на преступления, связанные с хищением бюджетных средств, имущественных и финансовых активов компаний, в том числе с государственным участием, со сферой жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического, оборонного и строительного комплексов, и преступления коррупционной направленности.
Именно по этой причине возникла необходимость в разработке методических рекомендаций по расследованию преступлений, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем (ст.ст. 174, 174.1 УК РФ).

1. Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем (ст. ст. 174, 174.1 УК РФ)
Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем, является одним из основных источников, обеспечивающих функционирование теневой экономики, что создает реальную угрозу экономической безопасности и финансовой устойчивости государства.
В соответствии с Федеральным законом от 07 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, понимается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.
Основным непосредственным объектом преступлений, предусмотренных ст. ст. 174, 174.1 УК РФ, являются урегулированные нормами права общественные отношения, обеспечивающие законный порядок осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, а также выполнения работ и оказания услуг.
Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под свою ответственность деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Под иной экономической деятельностью понимается деятельность, не имеющая своей основной целью извлечение прибыли, однако требующая денежных затрат или использования имущества для достижения иных целей (например, финансирование перспективных технических разработок, оплата обучения и повышения квалификации специалистов для заключения с ними в последующем контрактов, создание ассоциаций, в задачи которых входит финансовая поддержка предпринимательства).
Дополнительным непосредственным объектом в рассматриваемых составах преступлений выступают интересы правосудия, поскольку в результате легализации (отмывания) криминальных доходов затрудняется их обнаружение и фиксация, а данное имущество является вещественным доказательством по делу, кроме того, затрудняется его возврат потерпевшему.
Факультативными объектами могут выступать иные законные интересы потерпевших (физических лиц, предприятий, учреждений или организаций).
Можно отметить, что при совершении данных преступлений причиняется именно существенный вред либо создается реальная угроза причинения такого вреда основному непосредственному объекту уголовно-правовой охраны. В противном случае, если действия формально и содержат в себе признаки преступлений, предусмотренных ст. ст. 174, 174.1 УК РФ, но не представляют общественной опасности, их в соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ следует признавать малозначительными, что преступлением не является.
Так, К. было предъявлено обвинение по ч. 4 ст. 180 УК РФ в том, что она реализовала контрафактную продукцию (покупала на рынке товары с логотипами фирм «Nike» и «Рита», привозила их в Красные Четаи и продавала). Всего ею был продан товар на сумму 3 тыс. руб.Суд признал, что, хотя в действиях К. формально содержатся и признаки
деяния, предусмотренного ч. 1 cm. 174.1 УК РФ, тем не менее, содеянное не
з
является преступлением в силу малозначительности .
Предметом легализации (отмывания) являются денежные средства или иное имущество, заведомо приобретенные другими лицами преступным путем (ст. 174 УК РФ), либо приобретенные данным лицом в результате совершения им самим преступления (ст. 174.1 УК РФ). К предмету преступления относятся не только денежные средства и имущество, непосредственно добытые в результате совершения другого преступления (например, хищения или получения взятки), но и полученные в качестве материального вознаграждения за их совершение (например, убийства по найму) либо в качестве оплаты за сбыт предметов, ограниченных в гражданском обороте (например, огнестрельного оружия, наркотических средств).
Денежными средствами являются находящиеся в обращении валюта Российской Федерации, иностранная валюта и электронные денежные средства.
Термин «имущество» в теории права толкуется неоднозначно. Статья 128 ГК РФ перечисляет лишь виды объектов гражданских прав: вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
Под имуществом чаще понимается вещь или совокупность вещей. Иногда к имуществу относят не только сами вещи, имеющие денежную оценку, но и имущественные права (при этом право на имущество распространяется не только на саму вещь, но и на доходы, а также включает иные имущественные права, связанные с вещью).
Таким образом, используемое в диспозициях ст. ст. 174, 174.1 УК РФ понятие «иное имущество» охватывает собой движимое и недвижимое имущество, имущественные права, документарные и бездокументарные ценные бумаги, а также новое имущество, полученное в результате переработки имущества, приобретенного преступным путем (в том числе в результате совершения преступления) (например, объект недвижимости, построенный из стройматериалов, приобретенных преступным путем)'.
Приведем пример легализации (отмывания), предметом которой являлось имущественное право: ООО «Уралтрансгаз» обладало правом требования дебиторской задолженности от ФГУП «ПО Златоустинский машиностроительный завод» в размере 60,7 млн. руб. Начальник юридического отдела ООО «Уралтрансгаз» К., совместно с другими лицами путем обмана добился уступки права требования данной задолженности в пользу подконтрольного юридического лица. Затем с ФГУП «ПО Златоустинский машиностроительный завод» было заключено соглашение об отступном с прекращением обязательств и передачей в качестве отступного трех векселей Соербанка России на общую сумму 44,5 млн. руб. После этого члены преступной группы совершили ряд сделок и финансовых операций с векселями, результатом которых стало их обналичивание .

Согласно разъяснению Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащемуся в п. 2 постановления «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем», не могут выступать предметом легализации (отмывания) материальные ценности, изъятые или ограниченные в гражданском обороте (например, драгоценные металлы и драгоценные камни, ядерные материалы и радиоактивные вещества, огнестрельное оружие, взрывчатые вещества и взрывные устройства, наркотические средства и т. п.).
Одним из обязательных «внешних» признаков предмета легализации (отмывания) является преступный путь его приобретения: 1) другими лицами (ст. 174 УК РФ); 2) самим лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1 УК РФ).
Вывод о преступном характере приобретения предмета легализации (отмывания) наряду с иными материалами уголовного дела может основываться:
на обвинительном приговоре по делу о первоначальном преступлении;
на постановлении органа предварительного расследования о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) о первоначальном преступлении по нереабилитирующим основаниям:
в связи со смертью подозреваемого или обвиняемого;
в связи с недостижением лицом возраста уголовной ответственности;
в связи с истечением сроков давности уголовного преследования;
в случаях, предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ; в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;
в связи с назначением иной меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа;
по основаниям, предусмотренным ст. 28.1 УПК РФ, если материалы уголовного дела содержат доказательства, свидетельствующие о наличии события и состава первоначального преступления, и органом предварительного расследования дана им соответствующая оценка;
на постановлении органа предварительного расследования о приостановлении дознания или предварительного следствия в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого за первоначальное преступление, если материалы уголовного дела содержат доказательства, свидетельствующие о наличии события и состава такого преступления, и органом предварительного расследования дана им соответствующая оценка.
Если не установлен преступный способ приобретения денежных средств или иного имущества, квалифицировать деяние по ст. ст. 174, 174.1 УК РФ невозможно.
Так, Б. обвинялся в мошенничестве, совершенном с использованием своего служебного положения, в крупном размере, а также в совершении финансовых операций и других сделок с денежными средствами, приобретенными в результате совершения им преступления с использованием своего слуэюебного положения.
Суд пришел к выводу об отсутствии в действиях Б. мошенничества. Оправдание Б. по ч. 3 ст. 159 УК РФ повлекло за собой и его оправдание по п. «б» ч. Зет. 174.1 УК РФ.Объективная сторона в составах преступлений, предусмотренных ст. ст. 174, 174.1 УК РФ, заключается в действиях по совершению финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными путем совершения преступления. Составы рассматриваемых преступлений с учетом конструкции их объективной стороны являются формальными, то есть эти преступления признаются оконченными с момента совершения финансовой операции или другой сделки независимо от наступления общественно опасных последствий. По смыслу закона и этимологически «совершение» - это 1) практическая деятельность, осуществление, производство; 2) заключение с
g
соблюдением необходимых формальностей; оформление .
Под финансовыми понимаются такие операции с денежными средствами как наличные и безналичные расчеты, кассовые операции, перевод или размен денежных средств, обмен одной валюты на другую и т. п.
К сделкам относятся действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, а равно на создание видимости возникновения или перехода гражданских прав и обязанностей .
При этом финансовые операции и другие сделки выступают в качестве признака объективной стороны рассматриваемых преступлений лишь в том случае, если они формально придают правомерный вид владению, пользованию и распоряжению соответствующими предметами и маскируют их связь с первоначальным преступлением. То есть реальным содержанием финансовых операций и других сделок (их сущностью) должно являться не осуществление предпринимательской или иной экономической деятельности, а только легализация (отмывание).
Так, С. был осужден но ч. 1 cm. 325, ч. 3 cm. 159, ч. 1 cm. 174.1 УК РФ. Он признан виновным в том, что, работая в должности менеджера но продажам в ООО «Евросеть Самара», занимаясь оформлением кредитов, использовал найденный паспорт на имя Семенкова, незаконно оформил в банке на него фиктивный кредит на заведомо завышенную сумму 15 580 руб. на покупку сотового телефона стоимостью 9 980 руб.
Затем в целях придания правомерного вида владению, пользованию денежными средствами, приобрел в ООО «Евросеть» сотовый телефон на сумму 3 388 руб.
С. был оправдан по ч. 1 cm. 174.1 УК РФ, поскольку в его действиях отсутствует состав легализации (отмывания), т. к. все содеянное охватывается ч. 3 cm. 159 УК РФ: незаконно получив кредит на приобретение сотового телефона на конкретную сумму, в дальнейшем он и купил именно сотовый телефон
Иногда совершение нескольких финансовых операций, входящих в объективную сторону первоначального преступления, ошибочно квалифицируется правоприменителем по совокупности преступлений (как первоначальное преступление и легализация (отмывание) денежных средств). В частности, действия по получению нескольких денежных переводов за сбытые наркотические средства, входящие в состав первоначального преступления, не могут оцениваться как легализация (отмывание) денежных средств.
Президиум Московского городского суда прекратил дело в части осуждения М. по ч. 4 cm. 174.1 УК РФ. Он был признан виновным в том, что, действуя в составе организованной группы, легализовал денежные средства в крупном размере, полученные от незаконного сбыта героина в особо крупном размере, путем организации перечисления покупателями наркотиков денежных средств в счет их оплаты через пункты системы денежных переводов Western Union, в результате чего получил доход в крупном размере на общую сумму свыше 2 млн. руб.
Суд надзорной инстанции указал, что действия по получению оплаты за сбытые наркотики путем денежных переводов через систему Western Union входят в состав первоначального преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств1'.
Согласно позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации ответственность за легализацию (отмывание) наступает в случае совершения виновным хотя бы одной финансовой операции или сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными путем совершения преступления (п. 7 постановления «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, - приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем»).
Таким образом, диспозиции ст. ст. 174, 174.1 УК РФ Пленум Верховного Суда Российской Федерации толкует расширительно, а именно: союз «и» в словосочетаниях «совершение финансовых операций и других сделок» толкуется в том же значении, как и конструкция «и (или)», кроме того, используемое в данных словосочетаниях множественное число предлагается распространять и на одну операцию и одну сделку.
Момент окончания легализации (отмывания) определяется в зависимости от вида предусмотренных законом альтернативных действий, образующих ее объективную сторону.
Так, преступления, предусмотренные ст. ст. 174, 174.1 УК РФ, при совершении финансовых операций, признаются оконченными в момент поступления соответствующих денежных средств в финансово-денежный оборот, то есть в момент, когда виновный непосредственно воспользовался данными денежными средствами при расчете за товары, оказанные услуги, при их размене и др.
При совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 174, 174.1 УК РФ, путем сделок, направленных на последующее установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, легализация (отмывание) считается оконченной в момент начала фактического исполнения виновным условий сделки, то есть реализации хотя бы части приобретенных прав либо начала исполнения возложенных на него обязанностей.
Когда же сделка с имуществом совершается для создания видимости возникновения или перехода гражданских прав и обязанностей (если фактическая передача имущества по ней не предполагается), легализация (отмывание) считается оконченной в момент, когда формально такая сделка признается заключенной, например, с момента подписания сторонами соответствующего гражданско-правового договора.
Если виновный совершил более двух тождественных финансовых операций и других сделок с предметами легализации (отмывания), приобретенными в результате совершения одного или нескольких первоначальных преступлений, и обстоятельства, при которых это происходило, указывают на наличие у него единого умысла , то содеянное необходимо квалифицировать как единичное продолжаемое преступление.
В случае если лицо, намеревавшееся легализовать (отмыть) соответствующие предметы в крупном либо особо крупном размере путем совершения нескольких финансовых операций и других сделок, когда фактически легализованное имущество по независящим от этого лица обстоятельствам не составляет желаемый размер, содеянное, тем не менее, надлежит квалифицировать как оконченную легализацию (отмывание), совершенную в крупном или особо крупном размере, а не как покушение на преступление .
Ответственность за легализацию (отмывание) в крупном и особо крупном размере предусмотрена, соответственно ч. 2 и п. «б» ч. 4 ст. 174, а также ч. 2 и п. «б» ч. 4 ст. 174.1 УК РФ.
При этом крупный либо особо крупный размер не являются преступным последствием, а выступают в качестве признака преступного действия, то есть определяют характер конкретной финансовой операции или другой сделки и никак не влияют на момент окончания преступления. В соответствии с примечанием к ст. 174 УК РФ к крупному размеру относятся финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую один миллион пятьсот тысяч рублей, а к особо крупному размеру - шесть миллионов рублей.
В случаях присоединения предмета легализации (отмывания), не обладающего какими-либо частными отличительными признаками, к другому сходному с ним, но правомерно приобретенному имуществу, последующее совершение с таким имуществом финансовых операций и других сделок необходимо квалифицировать по ст. ст. 174, 174.1 УК РФ в размере, равном стоимости лишь предмета легализации (отмывания).
Субъектом легализации (отмывания) является физическое вменяемое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин либо лицо без гражданства), достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста.
В судебной практике возможно заблуждение, в соответствии с которым признаки субъекта легализации (отмывания) могут связываться с пониманием сделки как гражданско-правовой категории. В частности, в качестве дополнительного признака субъекта может признаваться дееспособность лица, совершающего данную конкретную финансовую операцию или сделку.
Действительно, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества состоит в осуществлении финансовых операций и других гражданско- правовых сделок, следовательно, совершить их может только лицо, имеющее на это право, то есть обладающее дееспособностью. Однако указанные действия могут осуществляться лицом как лично, так и через посредника (подставное лицо). Но чтобы отдать такому посреднику распоряжение совершить финансовую операцию или сделку с «грязными» деньгами или иным имуществом, дееспособность не требуется. Поэтому связывать признаки субъекта легализации (отмывания) с его дееспособностью не следует.
В этом случае (если, конечно, недееспособность не обусловлена каким-либо психическим расстройством, исключающим вменяемость) имеет место опосредованное исполнение преступления, то есть совершение преступления посредством использования лица путем введения его в заблуждение либо без его ведома.
В соответствии с нормой, определяющей понятие исполнителя преступления (ч. 2 ст. 33 УК РФ), в случае использования инициатором легализации (отмывания) для совершения преступлений, предусмотренных ст. ст. 174, 174.1 УК РФ, лиц, не осведомленных о преступном происхождении денежных средств или иного имущества, их исполнителем («опосредованным» исполнителем) должен признаваться именно инициатор легализации (отмывания), который фактически контролирует совершение соответствующих финансовых операций и сделок и руководит действиями вышеуказанных неосведомленных лиц.
При совместной же легализации (отмывании) участвующее в ее совершении лицо, которое до этого приобрело соответствующие денежные средства или иное имущество в результате совершения им преступления, несет ответственность по ст. 174.1 УК РФ, а лицо, которое данное имущество в результате совершения первоначального преступления не приобретало, - по ст. 174 УК РФ.
Например, если лицом был заключен договор купли-продажи в целях легализации (отмывания) имущества, полученного им в результате преступления, и покупатель, осознавая указанное обстоятельство, приобрел это имущество для придания правомерного вида владению, пользованию или распоряжению им, то действия покупателя надлежит квалифицировать по соответствующей части ст. 174 УК РФ, а действия продавца - по соответствующей части ст. 174.1 УК РФ.
Особо квалифицирующим признаком легализации (отмывания) является ее совершение «лицом с использованием своего служебного положения» (п. «б» ч. 3 ст. ст. 174, 174.1 УК РФ).
Понятие «лицо, использующее свое служебное положение» в составах легализации (отмывания) включает в себя должностных лиц (см. примечание 1 к ст. 285 УК РФ), а также государственных или муниципальных служащих, не являющихся должностными лицами, и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих или иных организациях (см. примечание 1 к ст. 201 УК РФ).
Так, М, используя свое служебное положение директора ООО ПКФ «Илма», обратил в свою пользу денежные средства, полученные от незаконной предпринимательской деятельности, и легализовал их следующим образом. Он, используя персональный компьютер и интернет-ресурсы, провел финансовые операции по перечислению денежных средств в размере 10,9 млн. руб. с расчетного счета своего предприятия на расчетный счет ООО «Промтранс» при отсутствии с последним каких-либо финансово-хозяйственных отношений. В дальнейшем, большая часть указанной суммы в размере 10,4 млн. руб. неустановленными следствием лицами была обналичена и возвращена М, который оформил фиктивные документы, содержащие ложные сведения о якобы оказанных услугах ООО «Промтранс» по договорам с ООО ПКФ «Илма».
Пленум Верховного Суда Российской Федерации исходит из того, что субъектами рассматриваемых особо квалифицированных видов легализации (отмывания) не могут являться служащие коммерческих и иных организаций, выполняющие чисто технические функции по фактическому оформлению финансовых операций и других сделок. Такие лица, как и иные субъекты, участвовавшие в легализации (отмывании) вместе со специальным субъектом, могут нести уголовную ответственность за данное преступление лишь в качестве организатора, подстрекателя или пособника.
Так, в п. 12 постановления «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» разъясняется, что использование своих служебных полномочий государственным регистратором или лицом, в служебные
обязанности которого входит оформление финансовых операций, связанных с учетом прав на ценные бумаги, при осуществлении юридически значимых действий, необходимых для совершения финансовой операции или сделки, заведомо для него направленных на легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, а равно использование нотариусом своих служебных полномочий для удостоверения сделки, заведомо для него направленной на легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества,
квалифицируются как пособничество по ч. 5 ст. 33 УК РФ и по ст. ст. 174, 174.1 УК РФ, а при наличии к тому оснований - по совокупности со ст. ст. 170, 185.2, 202 УК РФ, соответственно.
Согласно ныне действующим редакциям ст. ст. 174, 174.1 УК РФ, легализация (отмывание) доходов, приобретенных путем совершения
преступления, может быть совершена только с прямым умыслом и специальной целью - придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению соответствующими денежными средствами или иным имуществом.
Прямой умысел в данных составах означает, что лицо, совершая финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными путем совершения преступления, сознавало общественную опасность своих действий, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий и желало совершить эти действия в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению ими.
Цель придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем, как обязательный признак составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 174, 174.1 УК РФ, может быть установлена на основании фактических
обстоятельств дела, указывающих на характер совершенных финансовых операций или сделок, а также иных сопряженных с ними действий виновного лица и его соучастников, направленных на сокрытие факта преступного приобретения имущества и обеспечение возможности его свободного оборота .
Если виновный не преследовал данную цель, в его действиях отсутствует состав легализации (отмывания), но может иметь место состав иного преступления (ст. ст. 175, 316 УК РФ).
Так, В. обвинялся в том, что в период с марта 2009 г. по 07 сентября 2009 г. регулярно получал значительные доходы от незаконного сбыта наркотических средств, которые в последующем легализовывал, оплачивая продление залогового билета в ломбарде. Также он совершил сделку в виде купли-продажи автомашины «Toyota Mark II», оплатив покупку денежными средствами, полученными от незаконного сбыта наркотических средств.
Суд установил, что действия В. были направлены на погашение долгового обязательства, и он не имел цели придания правомерного вида владению деньгами,
~17
полученными в результате совершения преступлении .
В ч. 1 ст. 174 УК РФ указано, что лицо, совершающее финансовую операцию или другую сделку с денежными средствами или иным имуществом, должно заведомо знать о том, что они приобретены (добыты) преступным путем.
«Заведомость» в данном составе означает, что лицу было достоверно известно о преступном пути их приобретения другими лицами либо, исходя из установленных обстоятельств, лицо, хотя и не знало точно, но сознательно допускало данное обстоятельство. Об этом виновный может узнать как от самих «приобретателей», так и догадаться сам, исходя из количественных и качественных характеристик предметов легализации (отмывания), обстоятельств передачи ему денежных средств или иного имущества и т. п. На преступный характер происхождения предметов легализации (отмывания) могут указывать и признаки самих предметов: например, большое количество мелких денежных купюр, движимое или недвижимое имущество без документов о праве собственности, вещи со следами крови, выстрелов и т. п.
Также особо квалифицирующими признаками легализации (отмывания) являются ее совершение «группой лиц по предварительному сговору» (п. «а» ч. 3 ст. ст. 174, 174.1 УК РФ) и «организованной группой» (п. «а» ч. 4 ст. ст. 174, 174.1 УК РФ).
Группа лиц по предварительному сговору имеет место только в том случае, если легализация (отмывание) преступных доходов осуществляется двумя и более исполнителями (соисполнителями, заранее (то есть до начала выполнения объективной стороны) договорившимися о совместном ее совершении). Каждый из них совершает, хотя бы частично, действия, образующие объективную сторону рассматриваемых преступлений, а именно компонент финансовой операции или сделки.
Однако в правоприменительной практике иногда допускаются ошибки при оценке характера действий совместно участвующих в совершении преступления лиц. Так, преступная группа в составе Р., К. и С. путем мошенничества завладела принадлежащими ООО «Скай Плюс» шестью зданиями и одним земельным участком, оформив на них право собственности ООО «Промсиб», учредителем и директором которого являлся К. Затем Р. разработал план по легализации (отмыванию) похищенного недвижимого имущества и склонил К. и С. к его реализации. Указанные лица подготовили фиктивные документы купли-продажи, на основании которых К. как директор ООО «Промсиб» продал похищенные объекты недвижимости учрежденному для этих целей ООО «Товарищ» (реальных расчетов при этом не осуществлялось). Данные лица были осуждены по п. «а» ч. 3 cm. 174.1 УК РФ18.
Однако договор купли-продажи преследовал цель легализации (отмывания) похищенного имущества и был совершен К. самостоятельно, а следовательно, только он и являлся исполнителем данного преступления. Другие лица не совершали никаких юридически-значимых действий, поэтому они не могут быть признаны соисполнителями легализации (отмывания). При указанных обстоятельствах, на наш взгляд, действия Р. должны быть квалифицированы как организация легализации (отмывания), а С. - пособничество в совершении рассматриваемого преступления.
В случае признания изучаемых преступлений совершенными организованной группой, действия всех ее членов, принимавших участие в их подготовке и совершении, независимо от выполняемых функций (исполнителя, организатора, подстрекателя или пособника), подлежат квалификации по п. «а» ч. 4 ст. ст. 174, 174.1 УК РФ без ссылки на ст. 33 УК РФ, поскольку все они признаются соисполнителями преступления.
В правоприменительной практике иногда допускаются ошибки при разграничении легализации (отмывания) имущества от смежных составов преступлений (ст. ст. 175, 316 УК РФ и др.).
Статьи 174 и 175 УК РФ отличаются, прежде всего, по субъективной стороне, а также по целям преступления. Обязательным признаком преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ, является специальная цель - придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению имуществом, заведомо приобретенным другими лицами преступным путем. При приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем, такая цель отсутствует.
1 8
Приговор Советского районного суда г. Новосибирска по уголовному делу № 1-135/2010; приговор Советского районного суда г. Новосибирска по уголовному делу № 1-175/2012 // РосПравосудие: [сайт]. - [2016]. - URL: https://rospravosudie.com/ (дата обращения: 05.11.2016).
Приобретение или сбыт имущества, добытого заведомо преступным путем, не могут быть заранее обещанными, в этом случае действия лица квалифицируются как пособничество в совершении первоначального преступления. Заранее данное обещание легализации (отмывания) материальных ценностей не исключает ответственности за нее. В этом случае действия лица квалифицируются по ст. 174.1 УК РФ, а также по совокупности и как пособничество в совершении соответствующего первоначального преступления. Если же после приобретения имущества, заведомо добытого преступным путем, по вновь возникшему умыслу лицо совершает и его легализацию (отмывание), имеет место совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 175 и 174.1 УК РФ.
Разграничение составов укрывательства преступлений (ст. 316 УК РФ) и легализации (отмывания), предусмотренной ст. 174 УК РФ, проводится по следующим признакам: а) по основному непосредственному объекту (интересы правосудия при укрывательстве преступлений и предпринимательская или иная экономическая деятельность в ст. 174 УК РФ); б) по предмету (при легализации (отмывании) - только денежные средства или иное имущество); в) по объективной стороне (укрывательство совершается разнообразными действиями (например, уничтожение следов крови на одежде, сокрытие орудий или средств совершения преступления, предоставление убежища преступнику и т. д.), легализация (отмывание) возможна только путем совершения финансовых операций и других сделок с имуществом); г) по субъективной стороне (легализация (отмывание) осуществляется только с обязательной целью - придать правомерный вид владению, пользованию и распоряжению материальными ценностями, при укрывательстве виновный преследует иные цели: укрыть сам факт преступления, отдельные обстоятельства преступления или преступника); д) по субъекту (супруг или близкий родственник не могут быть субъектами укрывательства, в отличие от преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ).
Уголовная ответственность предусмотрена только за укрывательство особо тяжких преступлений, а при легализации (отмывании) приобретенного преступным путем имущества, категория преступления, в результате которого оно было незаконного добыто, значения не имеет. Заранее обещанное укрывательство, в отличие от легализации (отмывания), не может квалифицироваться по ст. 316 УК РФ, а образует пособничество в первоначальном преступлении.
Если в содеянном имеются все признаки состава легализации (отмывания), то ответственность по ст. 316 УК РФ за эти же действия исключается, то есть идеальная совокупность данных преступлений невозможна, поскольку легализация (отмывание) является двуобъектным составом преступления и выступает в качестве специальной нормы.
Таким образом, на наш взгляд, подлежат доказыванию по делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 174, 174.1 УК РФ, наряду с указанными в ст. 73 УПК РФ, следующие обязательные обстоятельства: 1) преступный способ поступления легализованного (отмытого) имущества в распоряжение виновного; 2) наименование, вид и размер легализованного (отмытого) имущества; 3) способ придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению имуществом, полученным преступным путем; 4) факт осознания субъектом преступления противоправного способа получения имущества в его распоряжение; 5) наличие специальной цели виновного - придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению имуществом, полученным преступным путем.

2. Отдельные элементы криминалистической характеристики преступлений, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем (ст. ст. 174, 174.1 Уголовного кодекса РФ)
Для того, чтобы успешно выявлять и расследовать легализацию денежных средств и имущества, добытых преступным путем, необходимо установить элементный состав криминалистической характеристики рассматриваемого преступления.
Безусловно, необходимым условием эффективного расследования преступлений данной категории является установление способа совершения легализации денежных средств и имущества.
Количество способов совершения легализации (отмывания) денежных средств или имущества, приобретенных преступным путем, достаточно велико, они отличаются многообразием и преступники не останавливаются на достигнутом, предпринимая всё большие усилия для того, чтобы беспрепятственно и безнаказанно совершать преступления.
Наиболее криминогенным с точки зрения легализации преступно нажитых доходов продолжает оставаться финансово-кредитный сектор, в нем совершается половина преступлений данного вида.
Анализ правоприменительной практики показывает, что одним из самых распространенных способов отмывания криминальных доходов, выявляемым на данный момент, является имитация активной коммерческой деятельности путем заключения контрактов с фиктивными фирмами, созданными для обоснования поступления крупных денежных средств на банковские счета.
Приведем классификацию наиболее часто встречающихся способов совершения легализации денежных средств и имущества, приобретенных
преступным путем.
Легализация преступных доходов может осуществляться путем перевода денежных средств на различные счета в банках с последующим их обналичиванием либо использованием в предпринимательской деятельности .
Создание и использование фирм-однодневок для осуществления незаконных финансовых операций, в том числе в целях легализации^ .
Для того, чтобы легализовать денежные средства, добытые преступным путем, физическое или юридическое лицо переводит их на счет фирмы, которая якобы выполнила какие-либо работы или оказала услуги. После того, как деньги будут обналичены - организация-однодневка ликвидируется. В данном случае достаточно сложно отследить дальнейшую судьбу фирмы-однодневки, так как чаще всего они зарегистрированы на подставных лиц. Но если информация о ее существовании появится у сотрудников правоохранительных органов
оперативно - необходимо затребовать документы, подтверждающие
регистрацию в налоговом органе, разрешающие осуществление определенной хозяйственной деятельности, а также договоры, подтверждающие выполнение каких-либо работ. В случае, если в договоре заявлены, например, строительномонтажные работы, необходимо попросить руководителя (если он установлен) подтвердить возможность осуществления его организацией таких работ, если им якобы привлекались субподрядчики - предъявить договоры о выполнении работ ими.
Реализация имущества, полученного преступным путем, с использованием подложных документов.
Легализация с использованием схем мошенничества, присвоения, растраты.
Игра на финансовых биржах, в ходе которых лица, стремящиеся легализовать доходы, полученные преступным путем, получают документы о значительных выигрышах’.
Перечисления денежных сумм в различные банки, в том числе и находящиеся за рубежом. При этом деньги делятся на более мелкие суммы (метод «дробления») с тем, чтобы не обратить внимание правоохранительных органов на внушающие подозрение крупные перечисления .
Создание видимости получения кредита (ссуды) от банка или компании нерезидента, зарегистрированных в оффшорной зоне . Использование оффшорных зон позволяет преступникам уклоняться от уплаты налогов, осуществлять оборот денежных средств, вкладывать в различные проекты, при этом законодательство некоторых оффшорных зон позволяет делать это анонимно.
Осуществление формальных сделок или банковских проводок через сеть созданных банков оффшорных фирм и кредитно-финансовых операций, фактически не осуществляющихся.
Реинвестирование преступных доходов, ранее незаконно вывезенных за границу, в российскую экономику путем скупки акций прибыльных предприятий
(алмазно-бриллиантовый, топливно-энергетический комплекс).
Скупка золота, алмазов и др.
Одним из самых простых способов легализации преступных доходов является схема, при которой владелец преступных доходов покупает золото. Так, например, преступная группа, осуществляющая легализацию денежных средств, может использовать компанию по добыче и обработке золота для введения наличных денег, полученных в результате осуществления преступной деятельности, в банковскую систему страны. Кроме этого, преступники, совершая мошеннические действия, могут претендовать на возврат налога на добавленную стоимость от несуществующих покупок.
Что касается драгоценных камней, то их покупка на деньги, добытые преступным путем, также возможна. Небольшой размер и большая ценность приобретенного алмаза (или иного драгоценного камня) делает этот вариант привлекательным для преступников. Установлено, что на каждом производственном предприятии возможен процент потерь в результате краж, именно эти похищенные алмазы вводятся на незаконный рынок. Зачастую организации, действующие на рынке алмазов, так или иначе, участвуют в легализации денежных средств.
Использование сектора страхования (заключение договора страхования - досрочное расторжение договора - возврат страховой премии; легализация посредством завышения размера страховой выплаты, неоправданно завышенных брокерских комиссионных, при участии в платежах третьих лиц, а также с использованием фальсифицированных требований о выплате страхового возмещения).
Легализация преступных доходов с использованием услуг казино, букмекерских контор (покупка фишек - игра - обналичивание; перевод денежных средств на счет букмекерской конторы - ставка на определенное событие (например, спортивное) - выигрыш (как результат - легализация). В данном случае, сотрудники казино и букмекерских контор, как правило, являются соучастниками преступления.
Осуществление спонсорских проектов, благотворительность.
В условиях совершенствования информационных технологий и появления таких понятий, как электронные расчеты и платежи (электронные деньги, кошельки, webmoney, киберденьги и пр.), заключение сделок через Интернет, становится популярным использование электронных информационных систем.
В процессе легализации доходы, добытые преступным путем, выступают не только в виде денежных средств, но и в виде товаров, ценных бумаг, имущественных прав26.
Безусловно, данный перечень способов совершения легализации нельзя считать исчерпывающим, так как преступники совершенствуются, создавая все новые схемы отмывания преступных доходов. К этому их вынуждает и быстро меняющаяся оперативная обстановка, и реагирование правоохранительных органов, и желание избежать уголовной ответственности.
Говоря о месте совершения рассматриваемых преступлений можно назвать банковские учреждения, государственные предприятия, коммерческие фирмы, пункты обмена валют, казино, букмекерские конторы, оффшорные зоны и пр., но необходимо иметь в виду также тот факт, что на сегодняшний день большое количество преступлений рассматриваемой категории совершается дистанционно.
Механизм следообразования - важный элемент криминалистической характеристики любого преступления, в частности, и легализации денежных средств и имущества, полученных преступным путем. К типичным следам, образующимся в процессе легализации, можно отнести, в первую очередь, разнообразные бухгалтерские, банковские, финансовые, кассовые, товарные документы (учредительные документы, устав предприятия, платежные поручения, договоры, чеки, ценные бумаги, фишки казино, транспортные накладные, акты приема-передачи материальных ценностей, акты проверки налоговым органом или другими контролирующими организациями, акты инвентаризации, аудиторских проверок и пр.), печати, а также электронные носители информации (например, квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, непосредственно ключ, средства электронной подписи). Кроме ~6 См.: Кузахметов Д.Р. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем: Вопросы теории, законодательного регулирования и практики Дисс....канд. юрид. наук, Казань 2006.документов официального учета, большинство юридических лиц ведет так называемую «черновую» бухгалтерию и информация, находящаяся в ней, зачастую гораздо содержательнее. Также информация о совершенном преступлении сохраняется и в памяти лиц, прямо или косвенно принимавших участие в его совершении. Поэтому в ходе расследования легализации необходимо уделять одинаково серьезное внимание как материальным, так и идеальным следам. Зачастую, показания лиц, вовлеченных в совершение легализации, являются основным источником информации.

3. Специфика возбуждения уголовного дела и тактика производства отдельных следственных действий

3.1. Особенности возбуждения уголовных дел данной категории

Для того, чтобы эффективно и результативно противодействовать совершению преступлений, связанных с легализацией, следователю и оперативным сотрудникам необходимо владеть знаниями законов, подзаконных нормативных актов, а также ориентироваться в вопросах банковского дела, бухгалтерского учета и экономической деятельности в целом.
Чтобы решение о возбуждении уголовного дела было обоснованным и законным, необходимо выяснить определенный перечень вопросов:
имеются ли в представленных материалах проверки сведения о
признаках преступления;
наличие обстоятельств, исключающих производство по делу;
какие следы и доказательства свидетельствуют о совершенном
преступлении и какие меры предприняты для их сохранения и закрепления;
какие конкретно лица подозреваются в совершении легализации;
какова сумма легализованного преступного дохода;
какие способы использовались преступниками для осуществления легализации;
период совершения преступления;
в результате совершения каких преступлений преступниками
приобретено имущество или денежные средства, которые впоследствии легализовались;есть ли необходимость проведения дополнительной проверки информации, и какие при этом необходимо произвести действия27;
осознание факта незаконного происхождения денежных средств и (или) имущества, которым был придан легальный вид, а также наличие цели придания данному имуществу статуса законного приобретения.
Постановление о возбуждении уголовного дела является важным процессуальным документом, его содержание должно быть безупречным по перечню обстоятельств, установленных в ходе предварительной проверки.
Сформулируем типичные следственные ситуации, складывающиеся на первоначальном этапе расследования легализации преступных доходов.
Известно лицо, совершившее легализацию денежных средств и (или) имущества, полученных преступным путем, установлен источник преступных доходов и их местонахождение.
В данной ситуации следователь должен произвести допрос лица, подозреваемого в легализации преступных доходов, иных лиц, явившихся свидетелями данного преступления, обыски (выемки) по месту жительства и работы подозреваемого, очные ставки, осмотр изъятых документов, предметов, имущества, а также назначить ряд судебных экспертиз (судебно-экономическая, бухгалтерская, почерковедческая, технико-криминалистическая экспертиза документов).
Известно лицо, совершившее легализацию денежных средств и (или) имущества, добытых преступным путем, имеются данные об источнике происхождения преступных доходов, но нет информации об их местонахождении.
27В этой ситуации к перечисленному выше перечню следственных действий необходимо добавить оперативно-розыскные мероприятия, направленные нустановление местонахождения легализованных денежных средств и имущества, а также контроль и запись переговоров, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.
Лицо, совершившее легализацию преступных доходов, известно, но не задержано, установлен источник происхождения денежных средств или имущества, их местонахождение.
Алгоритм действий следователя в такой ситуации должен включать следующие действия: допрос свидетелей, обыски, выемки, очные ставки, контроль и запись переговоров, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, объявление в розыск, назначение различных экспертиз.
Уголовное дело по признакам легализации преступных доходов может быть возбуждено на основании материалов ревизий (проверок, предварительного изучения), аудиторских проверок сторонними аудиторами, проверок банками по соблюдению порядка ведения кассовых операций юридическими лицами, в том числе:
ведомственных плановых (камеральных, выездных) проверок (например, налоговым органом или торговой инспекцией);
проверок с целью выявления преступлений и правонарушений (например, органами внутренних дел, налоговым органом);
проверок, проводимых под видом плановых, но, по согласованию между ведомствами, имеющих иные цели.
Практика показывает, что чаще всего поводом к возбуждению уголовного дела являются сообщения Росфинмониторинга и оперативных подразделений ФСБ, МВД. Взаимодействие с Федеральной службой по финансовому мониторингу дает возможность получения информации о деятельности «подозрительных» кредитных, страховых, лизинговых, ювелирных компаний, а также организаций, осуществляющих деятельность, связанную с тотализаторами, азартными играми и пр.
При установлении фактов легализации денежных средств и (или) имущества определяющими успех расследования моментами являются полученные неопровержимые доказательства действий лиц по приданию видимости правомерного происхождения преступным доходам в крупном размере, а также фактов использования этого имущества в предпринимательской или иной экономической деятельности.
После возбуждения уголовного дела обязательными для производства должны быть следующие следственные действия: допрос подозреваемого, свидетелей (если они установлены), обыски по месту работы и жительства лиц, причастных к совершению преступления, выемка соответствующих документов, предметов и денег, назначение и производство различных видов судебных экспертиз (судебно-бухгалтерской, экономической, почерковедческой, техникокриминалистической экспертизы документов и пр.). Кроме этого, следователь и оперативные сотрудники должны осуществлять деятельность, направленную на установление местонахождения денежных средств и имущества, полученных преступным путем.
В целях повышения эффективности обнаружения фактов легализации преступных доходов необходимо установить:
по возможности - каждого из участников преступного формирования;
степень заинтересованности, мотив, цель, роль в подготовке и совершении преступления каждого из участников;
сведения о возможных конфликтных ситуациях между участниками преступления;
лиц, желающих покинуть преступную группу;
криминальный авторитет, жизненный и преступный опыт участников процесса получения и легализации денежных средств и имущества;
взаимоотношения между членами преступной группы, нормы криминального и повседневного поведения, внутригрупповая дисциплина, порядок распределения доходов;
наличие коррумпированных покровителей из числа должностных лиц
правоохранительных и других государственных органов, а также иных посредников (риэлторские, строительные, инвестиционные организации, автосалоны, ломбарды, ювелирные компании), с помощью которых
осуществлялась легализация преступных доходов;
наличие региональных, межрегиональных, межгосударственных криминальных связей;
особенности источников и способов формирования легальных и преступных доходов, составляющих экономическую базу преступного формирования;
местонахождение криминальных капиталов на счетах отечественных или зарубежных банков;
способы и сферы легализации через предпринимательскую или иную экономическую деятельность;
сумму легализуемых денежных средств.
Для того, чтобы процесс выявления и расследования преступлений, связанных с легализацией преступных доходов, завершался желаемым результатом, необходимо повышать уровень профессиональной подготовки сотрудников ОВД, оперативно реагировать на информацию о легализации незаконных доходов, вести наблюдение за деятельностью организованных преступных групп и отслеживать дальнейшую судьбу денежных средств, которые были приобретены преступниками в результате совершения преступлений. Кроме этого, следователь должен доказать наличие умысла в действиях лица, совершающего легализацию, т.к. в некоторых случаях преступник не легализует, а просто распоряжается преступно добытыми средствами.
С учетом изложенного, к числу обстоятельств, подлежащих установлению в рамках расследования анализируемых преступлений, необходимо также отнести следующее:
установление умысла, направленного на легализацию (отмывание) денежных средств или имущества, при осуществлении сделок и финансовых операций. Важен как момент завершения основного (предикатного) преступления, посредством которого происходит завладение денежными средствами, так и момент начала второго преступления, направленного уже на легализацию полученных денежных средств. Чтобы установить умысел лица на совершение легализации (в т.ч. третьих лиц, осуществляющих только легализацию и не совершавших предикатных преступлений), необходимо производство различных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, устанавливающих сведения о факте осознания лицом преступности происхождения денег или имущества, а также совершения этим лицом действий, нарушающих существующие правила осуществления финансовых операций, сделок (например, заключение фиктивных договоров, использование в своей деятельности контактов с фирмами-однодневками, завышение сумм договоров, использование подставных лиц и пр.). Таким образом, необходимо установить желание преступника перевести деньги в легальный сектор экономики, получить выгоду (например, когда лицо, заключая договор об оказании консалтинговых услуг, прописывает сумму в 3 млн.руб., он понимает, что это стоимость не оказываемой услуги, а размер денежных средств, которые необходимо легализовать);
установление цели преступления, а именно придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами, полученными преступным путем. Для этого следователь должен выявить цепочку действий, направленных на достижение конечного результата - получения легализованных денежных средств. Для того, чтобы процесс легализации преступных доходов был начат, преступникам необходимо совершить определенные манипуляции с денежными средствами и имуществом, приобретенными преступным путем, а именно осуществить финансовые операции и запустить деньги или имущество в легальный оборот. В данном случае простого распоряжения преступными доходами не достаточно, необходимо получить на выходе денежные средства, происхождение которых будет казаться законным. По этой причине следователь в ходе производства допросов должен добиться от преступника детальной информации о совершенных финансовых операциях;
- наличие достаточных доказательств, подтверждающих приобретение обвиняемыми имущества именно на денежные средства, добытые ими самими или иными лицами в результате совершенного преступления. Для того, чтобы установить данное обстоятельство, необходимо выявить источник происхождения преступных доходов, узнать откуда у преступника появились денежные средства для приобретения какого-либо имущества, какую деятельность он осуществлял до момента его задержания.
Безусловно, действия лиц не должны охватываться составом предикатного преступления.

3.2.Тактика производства отдельных следственных действий и назначения судебных экспертиз

При расследовании легализации денежных средств и имущества, добытых преступным путем, необходимо, в первую очередь, производство допросов. Как правило, лица, причастные к совершению легализации, известны следствию, задержаны, и зачастую дают показания. Допрос дает максимум возможностей следователю для получения информации о совершенном преступлении, особенно если следователь умело применяет различные тактические приемы для достижения желаемого результата. Применение тактических приемов необходимо в тех случаях, когда допрашиваемый создает конфликтную ситуацию, отказывается давать показания или дает ложные. Кроме этого, лицо, подозреваемое в совершении легализации, может вводить следствие в заблуждение, меняя показания или выдавая их порционно.
Тактика действий следователя должна быть определена в зависимости от информации, которая имеется у него на момент допроса: о роли подозреваемого в совершении преступления, связанного с легализацией денежных средств, о документальном подтверждении преступной деятельности, о свидетелях, об обвиняемых по аналогичным делам, связанным с легализацией преступных доходов. При производстве допроса необходимо учитывать профессиональный уровень допрашиваемого, а также информацию о его личных качествах (слабые, сильные стороны, позволившие ему занять определённое место в преступном мире).
Для результативного общения с этой категорией преступников следователь должен иметь знания в области экономики, если же они отсутствуют или поверхностны - привлекать к производству следственных действий соответствующих специалистов, таких как: экономисты, бухгалтеры, сотрудники налоговых органов, банковские работники, аудиторы, ревизоры, товароведы и др. Они смогут разъяснить следователю схемы и махинации, которые используют преступники, применяя имеющиеся специальные знания в различных областях. Прибегнуть к помощи специалиста можно и до производства следственного действия для получения необходимых консультаций.
Следователь должен воспринимать всю информацию допрашиваемого по существу задаваемых вопросов критично, подвергая ее анализу, задавая большое количество детализирующих вопросов - в этом случае есть вероятность получения правдивых ответов.
В случае если подозреваемый уверенно отрицает факт своей причастности к легализации, необходимо выяснить, по какой причине он попал в круг подозреваемых лиц.
При производстве допросов лиц, подозреваемых в совершении преступлений, связанных с легализацией преступных доходов, желаемый результат может принести использование такого тактического приема, как детализация показаний. Вся финансово-экономическая деятельность состоит из операций, сделок, договоров, поэтому большое количество подробных вопросов смогут помочь следователю избежать дачи ложных показаний, т.к. в данном случае подозреваемому будет достаточно тяжело давать уклончивые или неопределенные ответы.
Когда подозреваемый придерживается своей ложной версии, ему необходимо подкреплять ее различными сведениями, документами, показаниями иных лиц. Это сделать достаточно сложно, и следователь должен максимально неожиданно задавать те или иные вопросы, чтобы подозреваемый в условиях ограничения времени не мог придумывать все новые обстоятельства. Также подозреваемый должен понимать, что следователь может проверить и уточнить все данные им показания.
Следователь для разоблачения ложных показаний может воспользоваться таким эффективным тактическим приемом как предъявление доказательств подозреваемому. Кроме того, что это может быть неожиданно для подозреваемого, ему придется пояснить происхождение этих доказательств. Предъявлять документы или предметы желательно по силе нарастания их доказательственного значения.
В ходе допроса подозреваемого в обязательном порядке должны быть выяснены следующие обстоятельства: род занятий, размер легального дохода, источники дохода, наличие движимого и недвижимого имущества, вкладов и счетов в банках, суммы вкладов, наличие ценных бумаг, их происхождение, причины расхождения между доходами и расходами, факты совершение каких- либо сделок (в том числе в пользу третьих лиц), преступные связи, контакты, схемы легализации преступных доходов, их размеры, период совершения и пр.
К моменту задержания подозреваемого необходимо установить свидетелей, иных участвующих в совершении преступления лиц, доказательства, которые необходимо изъять. Именно при наличии у следователя информации обо всем этом допрос будет иметь желаемый результат.
Лица, осуществляющие «отмывание» денежных средств и имущества, полученных преступным путем, не могут действовать так, чтобы никто ни о чем не знал. В любом случае, работники коммерческих организаций, в которых идет процесс легализации, так или иначе, становятся свидетелями этой деятельности. В некоторых случаях к их помощи могут прибегнуть, ввести в дело, заинтересовать, приказать, а иногда они даже не в курсе происходящего.
В качестве свидетелей могут быть допрошены лица, обладающие какой - либо информацией о совершенной легализации денежных средств или имущества, полученных преступным путем. Это могут быть лица из числа бухгалтеров, секретарей, банковских сотрудников, юристов и др.
При допросе данной категории лиц следователь может столкнуться с такой проблемой, как нежелание (опасение) свидетелей давать показания. В этом случае необходимо объяснять, что он своим нежеланием давать показания преступникам не поможет, тогда как сам может стать субъектом уголовно-правовых отношений. В случае, если свидетель идет на контакт, нужно выяснить у него следующую информацию: что ему известно о фактах легализации, о причастности конкретных лиц к совершению данного преступления, о вариантах ввода доходов, добытых преступным путем, в легальный оборот, о документальном оформлении различных финансово-хозяйственных операций, о суммах, значащихся в этих документах. Разумеется, круг вопросов, задаваемых свидетелям, должен касаться каждого в зависимости от занимаемой должности и вероятной информированности о преступлении (бухгалтера необходимо допрашивать о финансовых потоках и документальном оформлении, юриста - о правовой стороне вопроса, секретарей и личных помощников - о встречах, контактах, знакомствах).
Немаловажно также, каким способом получил свидетель интересующую следствие информацию, в рамках своих должностных обязанностей или в ходе личной беседы, переписки. Свидетель не всегда может быть уверен в той информации, которую дает следователю, иногда это предположения, догадки - на них тоже стоит обращать внимание. Зачастую свидетель подвергается давлению со стороны заинтересованных лиц, как до допроса, так и после него. Желательно вести наружное наблюдение за ним некоторое время для установления лиц, заинтересованных в его показаниях.
В ходе расследования легализации преступных доходов следователь должен осуществлять деятельность, направленную на установление местонахождения наличных и безналичных денежных средств, ценностей, переводов. Если в случае установления местонахождения наличности и ценностей работают традиционные правила, то установление безналичных денежных средств представляет собой сложный процесс.
Успех деятельности следователя по установлению местонахождения безналичных денежных средств зависит от того, насколько задействованные в "отмывании" банки в своей деятельности придерживаются законов и инструкций ЦБ РФ в отношениях с другими банками, международных правил оказания банковских услуг.
Как правило, в договоре о корреспондентских отношениях между банками должны содержаться перечисленные ниже условия: порядок направления
документов и используемые при этом технические средства, правила проверки счетов, пунктуальность направления различной документации в банк - респондент.
С одной стороны, банк обязан своевременно проверять перечисление денежных средств, списанных со счёта клиентов. Для этого сопоставляются номер документа, дата проведения операции, номера счетов клиентов, суммы в платёжных поручениях клиентов и лицевых счетах клиентов с данными в выписке по корреспондентскому счёту из подразделения расчётной сети ЦБ РФ, сводном платёжном поручении. При этом банк обязан вести работу по противодействию легализации доходов, полученных заведомо преступным путём. Таким образом, с правовой точки зрения, безналичные денежные средства в банковской системе имеют конкретного владельца или адресата.
С другой стороны, огромная масса денег в банковском обороте и простота их перевода электронным способом значительно упрощают сокрытие и передвижение, сопутствующие отмыванию преступных доходов. Операции по корреспондентским счетам обезличены и совершаются банками на итоговые суммы, а не по каждому клиенту. Пройти по одной цепочке платежей, когда все действия и учёт совершаются в соответствии с законодательством, трудно, но возможно. В случае же, когда банки совершают по сговору с клиентом операции, не затрагивая счета фирм и используя для операций чужие деньги, обнаружить такие операции можно только случайно, а если цепочка платежей имеет несколько звеньев, то "пройти" по ней можно только в течение нескольких месяцев, когда все следы операций будут сокрыты/'0
В ходе деятельности по установлению местонахождения безналичных денежных средств, находящихся в обороте на территории России, следователь должен затребовать у банка следующие документы: договор на открытие счёта, записи по счетам о перечислении средств, выписки по счетам, содержащие информацию о движении денежных средств, перечень используемых для совершения финансовых операций платёжных инструментов.
В рамках расследования легализации денежных средств и имущества, добытых преступным путем, в обязательном порядке необходимо проводить у подозреваемых и обвиняемых лиц обыски по месту осуществления предпринимательской деятельности, по месту проживания их и близких им лиц, а также у деловых партнеров и коллег. Как правило, деньги и документы хранятся в квартирах, офисах, машинах, иных объектах недвижимости (дачи, складские помещения). Необходимо помнить, что кроме документов, денежной наличности, имущества, преступники скрывают и так называемую «черную бухгалтерию», черновые записи, блокноты с важной для следствия информацией. При производстве обыска на предприятии необходимо выяснить, имеется ли локальная связь компьютеров, где находится сервер, есть ли система очистки сервера. Безусловно, обыски желательно проводить как можно более оперативно, тщательно, внезапно для заинтересованных лиц. Недопустимо проводить обыски, не обладая информацией о личности обыскиваемого, о том, что именно нужно найти. Вся эта информация необходима следователю для производства результативного обыска. Поскольку информация о фактах легализации может находиться в электронном виде, необходимо привлекать специалиста- программиста к участию в обыске, также следователю пригодится помощь бухгалтера-экономиста, который сможет определить перечень документов, которые необходимо изъять. Практикой установлен наиболее удачный период времени суток, когда обыск бывает результативным - раннее утро с 06.00 до 08.00
ч. Желательно проводить обыск в присутствии подозреваемого в легализации лица, с одной стороны для получения каких-либо пояснений, с другой - чтобы исключить в дальнейшем возможность стороны защиты использовать факт отсутствия подозреваемого против следствия. С особой тщательностью на предприятии должен обыскиваться кабинет руководителя, главного бухгалтера, касса'1 (в ней могут находиться денежные средства в достаточно больших размерах, подозреваемые не всегда могут внятно пояснить их происхождение).

Что касается назначения и производства судебных экспертиз, то при расследовании преступлений данной категории чаще всего возникает необходимость в назначении экономической, бухгалтерской, почерковедческой, компьютерно-технической экспертиз, а также технико-криминалистической экспертизы документов.
На разрешение судебно-бухгалтерской экспертизы по делам о легализации преступных доходов могут быть поставлены следующие вопросы:
каково состояние бухгалтерского учета на предприятии;
какие нарушения порядка ведения бухгалтерского учета имели место;
соответствуют ли записи в документах бухгалтерского учета о произведенных затратах данным первичной документации;
с какими конкретно хозяйственными операциями связаны допущенные в учете искажения;
соответствуют ли данные, отраженные в финансовой отчетности предприятия за определенный период, данным бухгалтерского учета;
полностью ли оприходованы материальные ценности, если нет, то по какой причине;
правильно ли оформлены различные бухгалтерские операции;
имеются ли данные о фактах получения необоснованной прибыли;
исправно ли уплачиваются обязательные платежи (например, налоги).
В ходе производства судебно-экономической экспертизы эксперт может ответить на вопросы следователя, касающиеся:
хозяйственной деятельности предприятия, руководитель или сотрудники которой подозреваются в легализации денежных средств и имущества;
источника денежных средств, запущенных в легальный оборот;
размера суммы, которую подозреваемый получил от осуществления легальной деятельности, на какую сумму он совершил финансовую операцию (операции) за определенный период, суммы, уплаченной при приобретении имущества, ценностей, ценных бумаг, работ, услуг и пр., суммы совершенных банковских операций;
соотношения доходов и расходов подозреваемого за обозначенный период;
обстоятельств финансового взаимодействия подозреваемого с другими физическими и юридическими лицами;
правильности и своевременности перечисления в бюджет необходимых платежей, в том числе налоговых.
Для решения этих вопросов, которые, безусловно, не являются исчерпывающими, и зависят от конкретной ситуации, эксперту необходимо предоставлять документы, содержащие информацию о наличии рублевых, валютных счетов подозреваемого, о движении денежных средств по ним (выписки, платежные документы), о кредитах и займах (кредитные договоры), о получении наследства или подарков (в денежном эквиваленте в том числе), о совершенных сделках (договор купли-продажи), а также учредительные документы организации, учетные бухгалтерские документы (первичные, сводные, материалы учета), учетные (счетные) регистры (книги, журналы-ордера, ведомости), отражающие хозяйственные операции в денежном выражении; отчетные документы (отчеты кассиров, товарные отчеты), инвентаризационные материалы (инвентаризационные описи, сличительные ведомости, протоколы инвентаризационных комиссий, объяснения материально ответственных лиц, заключение главного бухгалтера), иные материалы (в том числе полуофициальные и черновые), а также документы, позволяющие оценить приходно-расходные части бюджета лиц, причастных с легализации преступных доходов. Перечисленные виды экспертиз проводятся экспертами ЭКЦ ГУ МВД России (практически в каждом регионе).
При расследовании легализации преступных доходов следователь сталкивается с большим количеством документов, в том числе поддельных (наличие в документе интеллектуального и материального подлога). Для установления подлинности или поддельности документа возникает необходимость назначения технико-криминалистической экспертизы документов. Также в некоторых случаях целесообразно назначить компьютерно - техническую экспертизу, при производстве которой эксперт сможет установить в каком виде (целостном, фрагментарном) находятся данные с представленных документов на носителях компьютерной информации, совпадает ли выявленная компьютерная информация на носителе с данными с представленных на экспертизу документов, изготовлены ли и распечатаны ли представленные на экспертизу документы при помощи изъятого по конкретному уголовному делу комплекта компьютерной техники, содержится ли на сервере, на жестком диске изъятого компьютера информация об осуществлении удалённого доступа к иной компьютерной системе, если такая информация имеется, каково содержание протоколов соединения. Безусловно, при составлении постановления о назначении экспертизы необходимо консультироваться со специалистом о перечне вопросов.
Что касается иных видов экспертиз (судебно-почерковедческие, дактилоскопические и др.), они проводятся в соответствии с установленными правилами и разрешают традиционный для них круг вопросов.

Из статьи 174 и вышеизложенного материала следует, что под легализацией понимаются любые действия по приданию правомерного вида владения имуществом, при наличии соотвествующего умысла. Например покупка автомобиля на наркобарыжные деньги уже довольно серьезное преступление. Для легализации характерно предикатное преступление, то есть опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом, предшествующее отмываюнию доходов. Например ловят диллера за продажу амфетамина, инкриминируют ему 228.1. А в ходе следствия выясняется, что у него машина и квартира куплены на грязные деньги, да еще оформлены на жену. В таком случае могут ее привлечь по 174 статье.

Чтобы не подставлятся самому, и не подставлять семью и близких людей, битки лучше выводить за рубеж либо держать на надежных кошельках. Не нужно палиться и совершать крупных покупок в РФ занимаясь темой. По завершению своей криминальной карьеры, когда есть определенная уверенность в отсутвии хвостов, только тогда можно будет заводить обратно деньги, и прорабатывать варианты их легализации через прачечные фирмы.
 
Сверху Снизу