Resident

Administrator
Команда форума
В России все разговоры о контроле финансов сводятся к Росфинмониторингу и 115 ФЗ, реже к Налоговой службе. Но мы будем рассматривать вопрос контроля финансов с точки зрения государственного противодействия легализации (отмыванию) доходов добытых преступным путем. Вообще, название 115 ФЗ звучит как "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", но про терроризм мы будем рассматривать лишь в общих чертах, так как нас это особо не касается в данном контексте.

Структура организации контроля за финансами многозвенная. На верхушке этого "айсберга" располагается FATF ( Financial Action Task Force on Money Laundering) на русском звучит как: "Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег"
Сам по себе ФАТФ не занимается контролем, он лишь формирует основные рекомендации в сфере ПОД/ФТ. Но не стоит недооценивать масштаб и влияние этого международного органа, ФАТФ периодически проводит оценку антиотмывочных инструментов и законодательства стран участников, от этой оценки зависит многое, включая международные санкции, иностранные инвестиции и прочее.
Полный список рекомендаций размещен на официальном ресурсе FATF - https://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/recommendations/pdfs/FATF Recommendations 2012.pdf
Далее в иерархии органов которые должны контролировать финансы граждан в РФ идёт РосФинМониторинг (Федеральная Служба по Финансовому Мониторингу. Сайт: fedsfm.ru)
Это так называемый орган финансовой разведки. Все участники финансового рынка в обязательном порядке передают туда данные по сомнительным и подозрительным операциям, а также по операциям, передача информации по которым должна быть в обязательном порядке.
Немного особнячком держится в этой структуре и ЦБ РФ, его роль в данной схеме это регулирование деятельности банков в сфере противодействия легализации доходов и формирование правовой базы, проверка банков, выдача лицензий на осуществеление финансовых операций и т.д. Подразделение которое занимается этими вопросами в ЦБ называется "Департамент финансового мониторинга и валютного контроля".
На нижней ступени в иерархии находятся сами банки и участники финансового рынка, но опять же, нижняя ступень в иерархии это костяк всей системы, именно они собирают и передают весь первоначальный материал выше по цепочке. Каждый участник финансового рынка (а это не только банки, но и МФО, ломбарды, страховщики и т.п.) обязан иметь антиотмывочные подразделения и внутренний антиотмывочный регламент, по сути эти подразделения и следят за исполнением 115 ФЗ в РФ.

Поскольку за исполнением 115 ФЗ в России следят именно внутренние антиотмывочные подразделения участников финансовых рынков, то мы на следующем этапе рассмотрим именно этот вопрос.
Различные участники финансовых рынков осуществляют различные мероприятия направленные на противодействие легализации (отмыванию).
Мы же будем рассматривать работу банков, так как они имеют наиболее широкий спектр обязанностей.
Первое что делает банк - это идентифицирует своего клиента, порядок идентификации для разных лиц разный, сам порядок описан в 115 ФЗ в ст. 7
Следующим этапом идет проверка клиента, тут я бы выделил что есть сигналы "зеленый", "желтый" и "красный"
Зеленый означает что все нормально, желтый - клиент сразу попадает под внимание, красный - безусловный отказ в обслуживании.

Hydra monitors the execution of Federal Law 115 in Russia.jpg


Эти два этапа пройти в банках не сложно, далее клиент банка начинает пользоваться услугами банка, а сам банк следит за тем, чтобы не было нарушений 115 ФЗ.
В ходе исполнения банком закона он осуществляет следующее:
Сообщает в РосФинМониторинг о всех операциях подлежащих обязательному контролю со стороны государства, а именно в этот список обязательного контроля попадают:
  1. Обмен налички на суммы свыше 600 т.р.
  2. Получение беспроцентного займа
  3. Любые операции на суммы свыше 600 к для юр лиц, если юр лицо моложе 3 месяцев.
  4. Расходы свыше 100к для некоммерческих организаций.

Если ваши действия и финансы несовсем законны, либо незаконны вовсе, то не стоит совершать операций, которые подпадают под обязательный контроль, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания.
Согласитесь, с этим справиться не так уж и сложно, но это далеко не все, банки кроме операций подлежащих обязательному контролю сообщают в РФМ и обо всех операциях, которые принято считать подозрительными. Перечень подозрительных операций описан в Приложении к Положению ЦБ № 375-П от 02.03.2012.
Описывать тут весь перечень я не стану, так как там очень много операций, но я бы сказал, что в настоящее время большая часть в перечне мертвая, регистрация многих подозрительных сделок носит исключительный характер и большую редкость, поэтому буду освещать наиболее актуальные подозрительные операции, которые чаще всего служат причиной блокировки счетов:
  1. Запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели.
  2. Выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Законом 115-ФЗ
  3. Отказ клиента (представителя клиента) в предоставлении запрошенных кредитной организацией документов и информации, которые необходимы кредитной организации для выполнения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ
  4. Операция клиента по его банковскому счету (вкладу), связанная с выдачей (перечислением) остатка денежных средств при закрытии такого банковского счета (вклада) по инициативе клиента вследствие осуществления кредитной организацией внутреннего контроля
  5. Поступление денежных средств на счет клиента - юридического лица - резидента (получатель) от большого количества других резидентов со счетов, открытых в банках Российской Федерации, с последующим их списанием (транзитные операции).При этом одновременно соблюдаются следующие условия:получатель имеет незначительный по сравнению с объемами поступающих средств уставный капитал и с даты его государственной регистрации прошел небольшой период;зачисленные денежные средства в короткий период перечисляются в адрес резидента (нескольких резидентов) или нерезидента (нескольких нерезидентов);со счета получателя, используемого для указанных целей, уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности получателя денежных средств
  6. В договоре предусмотрены экспорт резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) либо платежи по импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в пользу нерезидентов, зарегистрированных в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций
  7. Перевод клиентом-резидентом денежных средств по договору об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования в пользу нерезидента, страна регистрации которого, указанная в договоре, не совпадает со страной юрисдикции банка-нерезидента, в котором открыт счет нерезидента
  8. Перечисление денежных средств в адрес нерезидента по внешнеторговой сделке, связанной с оказанием услуг, в том числе информационно-консультативных и маркетинговых, передачей результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них

Полный список подозрительных операций имеется тут: https://base.garant.ru/70162622/

Помимо этого, банки сообщают в РФМ и все случаи отказа в открытиях счетов/проведении операций и расторжении договора банковского счета.

Борьба банков с террористами сводится к тому, что при идентификации клиента данные сравниваются со списками предоставляемыми РФМ и если террорист спалился, то его средства блокируются, если это лицо связано с терроризмом, то его операции приостанавливаются для проведения дополнительных проверок.

Как я говорил изначально, самую важную роль в противодействии легализации (отмыванию) играют сами банки и их подразделения служб безопасности. Каждый банк и вообще каждый участник финансового рынка обязан иметь такое подразделение и свой внутренний регламент и фрод мониторинг. То как организован внутренний антифрод конкретного финансового института не знает даже РФМ и ЦБ, это внутренняя информация банков, в самих банках алгоритмы работы внутреннего антифрода известны очень ограниченному кругу лиц (приглашаю этот ограниченный круг лиц на беседу в ЛС, уверен, вы тут почитываете тоже, буду рад изучить ваш внутренний антифрод).
Из известных мне антиотмывочных алгоритмов используются следующие: перводы со счетов ИП и ЮР лиц на счета физ лиц, если такие переводы не относятся к выплатам ЗП - это сигнал для блокировки счета.
Сравнительный анализ объема переводов и налоговых отчислений по лицам являющимся налоговыми агентами.
Контроль по видам деятельности контрагентов (актуально для юр лиц и ИП).
Особый контроль уделяется всем внешнеэкономическим транзакциям и всем операциям, когда юрисдикции контрагентов несовпадают, либо кто-то расположен в оффшорных зонах.

Все что описаны выше напрямую относится к борьбе с легализацией и отмыванием, если ты обналичиваешь средства добытые незаконным путем, на карты свои или дропов, то должен стремиться к тому, чтобы твои операции не попадали под обязательный контроль и не казались банку подозрительными.

Далее рассмотрим вопросы относящиеся непосредственно к сделкам, связанным с криптовалютами, обменниками, цифровыми валютами и биржами. Будем откровенны, до недавнего времени эта отрасль не особо волновала регуляторы, особенно в РФ. Но всему миру известно, что Гидра в ТОПе по транзакция биткоина в мировом рейтинге, Российские власти это знают, следовательно понимают, что значительная доля транзакций виртуальных валют в РФ связана с незаконным оборотом наркотиков, а следовательно и с отмыванием/легализацией. К слову, по данным Chainalysis этот оборот незаконных транзакций только на Гидре за последний год составил более 1 200 000 000 $.
23 сентября в Кремле состоялось совещание по вопросам противодействия отмыванию доходов добытых преступных путем, совещание проходило на самом высоком уровне, были представители всех силовых структур, в том числе РФМ. Особое внимание на совещании уделялось именно вопросам связанным с отмыванием через использование криптовалют и цифровых валют, согласно инсайдерской информации полученной от достоверного источника правоохранители вместе с РФМ получили четкие указания на аресты и изъятие средств связанных с оборотом криптовалют. А как мы знаем, раз такие указания есть, то будут арестовывать все подряд, а потом уже разбираться что и кому принадлежит и на каком основании.

Рассказывать о том, как сейчас контролируются операции с криптой не буду, так как на данный момент контроль больше стихийный, но прицел правительства на тотальный контроль, меры направленные на это уже утверждены, с 1 января 2021 официально ситуация изменится.
Опять вернемся к истокам, в нашем случае - это рекомендации FATF, а они нам рекомендуют идентифицировать всех контрагентов по сделкам и операторов сделок. Проводить углубленные проверки по сделкам с виртуальными валютами на сумму свыше 1к баксов и вообще делать все, чтобы операции с криптой были прозрачны и понятны органам осуществляющим финансовую разведку.
Как следствие, новые рекомендации ФАТФ ведут к изменению в основном антиотмывочном законе РФ (115 ФЗ).
Теперь в России все обменники, биржи, Р2Р сервисы обмена, что хотят работать на территории РФ обязаны будут получать лицензии и соответствовать нормам Российского законодательства, а стало быть они все будут субъектами исполнения 115 ФЗ и будут обязаны подключаться к личному кабинету РФМ и сообщать туда все операции подлежащие обязательному контролю, все подозрительные операции и все операции связанные со сделками по крипте на сумму свыше 1000 USD.
То что задумка правительства будет реализована сомнений нет. Последствия введения новых запретов и изменений в 115 ФЗ будут заметны достаточно быстро, из первых мы увидим рост числа уголовных дел по незаконной банковской деятельности (если иным образом не криминализирурют оборот криптовалют).
При криптовалютных транзакциях в обменники или биржи работающих по новым правилам с кошельков идентифицированных внутренним антифродом сервиса как сомнительные/подозрительные средства будут блокироваться и будут требоваться документы подтверждающие происхождение средств, источник происхождения и т. п.
(Как ранее уже не будет, что битки отправленные в обменник будут просто возвращаться отправителю, уже их никто не вернет, пока вы не подтвердите происхождение и законность операции).
Все эти данные будут стекаться в РФМ и анализироваться. Сотрудники правоохранительных органов с помощью РФМ будут получать информацию по лицам, которые тем или инным образом связаны с оборотом криптовалют.
Но не стоит отчаиваться, даже в складывающихся реалиях есть вполне достойные варианты решения вопросов связанных с обналичиванием криптовалют, последующей легализацией полученных средств.
В следующем материале я подготовлю информацию по сервисам на которые стоит обратить внимание при решении вопроса обналичивания криптовалют и цифровых активов, напоминаю, обналичить это лишь половина дела, самое важное это легализовать средства, об этом тоже я расскажу.

Вообще, когда готовил этот материал за пару лет сбора различной информации скопился архив данных очень большой по теме, есть даже какие-то части из закрытого антифрода QIWI, должен признать, что он очень грамотно продуман.
Еще бы хотел тут добавить информацию о российской системе "Прозрачный блокчейн" - этакая отечественная версия Chainalysis. На данный момент есть работающий прототип на блокчейне биткоина, также РФМ совместно с правоохранительными органами по информации СМИ имеют уже рабочие кейсы по выявлению наркоторговцев с помощью данной системы. Принцип работы прост, анализируется блокчен на предмет выводов с Гидры средств, идентифицируются получатели в виде установления оператора. Предметно это выглядит как прямая транзакция с Гидры на Локал. РФМ отправляет запросы по своей части в юрисдикцию Финляндии для получения информации по лицам что получили средства, после РФМ передает информацию правоохранителям и те уже отрабатывают её и устанавливают лиц причастных к незаконномуобороту наркотиков.
Вообщем-то все достаточно примитивно пока.

Немного подробнее о системе РФМ "Прозрачный блокчейн": https://roskomsvoboda.org/62388/
 
Сверху